ВЫСТАВКИ
Даты:
18.12.2023 - 15.02.2024

Часы работы:
Вт-Вс 12:00-19:00

Адрес:
Культурный центр «Артишок»
Новослободская, 45Б

Вход свободный
СУВЕНИРЫ
О ВЫСТАВКЕ

ХУДОЖНИКИ: Ольга Аксенова, Наталья Чобанян

КУРАТОР ВЫСТАВКИ: Оля Шмуклер

КОМАНДА КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА «АРТИШОК»: Алина Вороная, Ира Иванова, Катя Сидоренкова, Маша Дьякова, Милена Захаренкова, Оля Земскова

ДИЗАЙН: Алина Вороная
С древних времен существует традиция дарить близким обереги и обмениваться дарами. Сегодня из поездок мы часто привозим себе и друзьям интересные вещицы, наделяя их особенными смыслами и эмоциональными красками. Следуя по своему жизненному пути, мы создаем коллекцию ценностей, осознаний и чувств, собираем калейдоскоп драгоценных моментов, заполняем сокровищницу души мимолетными и судьбоносными встречами. Что мы сохраняем в сердце и в памяти навсегда?

На выставке «Сувениры» две современные художницы Ольга Аксенова и Наталья Чобанян через разные медиумы исследуют социальное взаимодействие и ищут ответы на жизнеобразующие вопросы: Кто я? Где мое место среди других людей? Как выстроить связь с окружающим миром? Оба автора уделяют особое внимание самой важной встрече для каждого человека — встрече с самим собой. Используя разные сюжеты и средства выразительности, художницы через свое искусство строят глубокий и гармоничный диалог, охватывающий темы самоидентификации, памяти и чувства принадлежности.
Память — писарь нашей души.
Аристотель
Ольга Аксенова
В основе творчества Ольги Аксеновой лежит авторский сюжет о кочующем племени Уранди. Через синтез иконописной школы и современного визуального языка, через собственную мифологию художница изучает влияние реальности и сообщества на формирование личности человека, открывая силу памяти, которая хранится в легендах и сказках.
Наталья Чобанян
Наталья Чобанян приглашает прогуляться по цветущему саду, и, укрывшись от внешнего мира, погрузиться в свою глубину, обрести спокойствие и возможность созерцать. Фрески, основная техника художницы, дают шанс замедлиться, сделать паузу, одновременно приблизиться к вечному и ощутить настоящий момент. Через тишину, обыденные сюжеты, взаимодействие между персонажами каждый из нас может увидеть себя и рассказать собственную историю.
ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИЦАМИ
Оля, Наташа, расскажите, как вы стали художницами?
Наталья Чобанян: Я закончила лингвистический университет. И так получилось, что после института я стала работать в русско-итальянской школе живописи Перотти. Я была директором школы, мы делали пленэры в Италии, ездили по России, там же я начала учиться живописи.

Долгое время у меня и в мыслях не было назвать себя художником. Мне было интересно понять, что такое современное искусство, и я решила пойти учиться на магистерскую программу Гаража и РАНХиГС «Кураторские практики». В процессе мне стало понятно, что визуальный язык мне намного ближе, я тогда не закончила, решила, что буду продолжать учиться живописи и рисунку и готовиться к поступлению в Свободные Мастерские. Впервые осмелилась назвать себя художником как раз тогда, когда поступала и готовила свое первое портфолио, это было, кстати, всего три года назад. Сейчас в профессиональном плане я занимаюсь только своими художественными проектами, хотя поначалу было, конечно, сложно.
Ольга Аксенова: Я тоже, наверное, до сих пор не могу сказать, художник я или нет. Это сложный вопрос. У меня был непростой переход от ремесла к искусству — когда я стала по-другому мыслить, по-другому развиваться.

Ремесло — это технический труд, искусство — это осмысление. Я поступила в МГОУ им. Н.К. Крупской, училась и писала магистерскую диссертацию по иконописи, но в какой-то момент мне пришлось выйти из этих рамок. Но этот опыт иконописи, как ремесленный, так и духовный, я не теряю и сочетаю с современным визуальным языком. Сегодня я работаю в разных медиумах — и живопись, и керамика, и тексты, и даже перформанс. Очень хочу себя попробовать и в видео-арте.
— Наташа, ты в основном работаешь с фресками, что очень нетипично для современных художников. Как так вышло?
Наша выставка — это диалог двух художников с похожими темами, концепциями и смыслами. Но очень разными сюжетами и техниками.
Н.Ч.: Я ежедневно делала зарисовки своего быта — мне казалось это очень важным. И вот фреска для меня тот материал, который позволяет «возвеличить» обыденные сюжеты, которые я создаю. Я как будто добавляю значимости этим событиям за счет материала — фрески.

Fresco al secco, что означает живопись по сухой штукатурке, позволяет на долгое время сохранить изображение. А с другой стороны, разрушаясь со временем, оставляет пробелы, как и с памятью.
— Что для вас искусство?
Н.Ч.: Мне искусство необходимо, чтобы узнавать новое и через это новое продолжать жить, находить и создавать смыслы. Я часто говорю про красоту — для меня это значит видеть детали, мгновения, фокусироваться на прекрасном в повседневности даже там, где это может показаться невозможным, и делиться этим с другими.
О.А.: Искусство — для меня это возможность сконструировать внутренний и внешний диалог, объединить его в определенный визуальный образ. Из этого формируется система символов, вырастает личная мифология — как некая расшифровка точек соприкосновения с окружающей действительностью.
— Кто из художников вам близок? Кто вдохновляет?
Н.Ч.: Импрессионисты — тем, что ловят мгновение и пишут воздух, это очень поэтично. Матисс и фовисты, Сарьян — своим потрясающим цветом и легкостью.
О.А. Веласкес — вот, кто умел чувствовать время. Очень люблю тех, кто ломает восприятие — Жоана Миро, Луиз Буржуа, потрясают скульптуры Альберто Джакометти. Меня совершенно прошибла «Герника» Пикассо, когда я впервые ее увидела в детстве. Очень нравится техника Фешина. Из современных художников мне нравится Женя Антуфьев с его мистическими, таинственными работами. Потрясающий Иван Новиков, Аня Желудь.
— Расскажите о выставке «Сувениры». Что она значит лично для вас?
О.А.: Я представляю на ней этап своего большого проекта про племя Уранди. Племя Уранди — это миф о соединении разных миров и поиске жизнеспособных форм разных сообществ. Здесь представлена многосоставная история из ярких полотен, яркой керамики, авторских сказок и графики из очень личной серии «Письма себе». Это определенный «сезон» проекта — про волшебство. Для меня важна тема коллективности — постоянный поиск проживание своей роли среди разных людей. Я постоянно обращаюсь к фольклору и сказкам, мне очень важно соединить это с современностью — есть определенные разломы, пустоты, которые чем-то могут заполниться, интересно, что из этого выйдет в диалоге со зрителями.
Н.Ч.: Для меня эта выставка — это возможность показать и сохранить дорогие сердцу воспоминания. Особенно интересно то, что мы делаем эту выставку с Олей. Можно увидеть переплетения и взаимодействия между вымышленными героями Оли и моими персонажами, списанными с людей из моей жизни — друзьями и просто незнакомцами, которых я увидела случайно.
О.А.: Еще интересно посмотреть на нашу выставку через призму женского взгляда на искусство. Мне нравится, что в нашем дуэте соединяются очень глобальные темы и очень личные, сокровенные.
— Если бы вы могли каждому зрителю выставки «Сувениры» подарить открытку с пожеланиями, что бы вы там написали?
О.А.: Я бы подписала приглашение к диалогу — очень хочется создать глубокую совместную историю и поговорить со зрителями про разные миры, в которых мы живем. Вместе поразмышлять, какое место занимает человек, что такое сообщество и что такое связи, которые мы в последние годы часто теряем.
Н.Ч.: Ценить и видеть других людей. Стараться смотреть и замечать то, что происходит вокруг тебя. Делать паузу. Как бы банально это не звучало, к этому очень сложно прийти. В книге Антония Сурожского есть такая цитата:
Текст: Оля Шмуклер
Фото: Наталия Времячкина
«Мы должны помнить, что всякий человек, кого мы встретим в течение нашей жизни, даже случайно, даже находясь в метро, в автобусе, на улице, на кого мы посмотрели с сочувствием, с серьезностью, с чистотой, даже не сказав ни слова, может в одно мгновение получить надежду и силу жить.

Есть люди, которые проходят через годы, никем не опознанные, проходят через годы, будто они ни для кого не существуют. И вдруг они оказались перед лицом неизвестного им человека, который на них посмотрел с глубиной, для которого этот человек, отверженный, забытый, несуществующий — существует. И это начало новой жизни. Об этом мы должны помнить».
РАБОТЫ
Made on
Tilda