Ирина Петровская, «Среда обитания»
На этой выставке мы, как и всегда, приглашаем зрителя через искусство глубже исследовать себя и свою связь с внешним миром, увидеть что-то свое: внутренний отклик, интересные вопросы для размышления, возможность поделиться с другими эмоциями и вместе обсуждать, искать ответы на важные вопросы, которые ставит перед нами окружающая действительность. Давайте посмотрим на первый проект выставки “Дневники”.
Мастер современной акварели Ирина Петровская в своей серии работ «Среда обитания» исследует тему города, наших взаимоотношений с современной окружающей средой, которая переполнена информационными потоками, вихрем новостей и событий. Каждая работа художницы — целая история, погружаясь в которую мы можем увидеть не только самого себя и своих соседей, но и уловить капельку иронии. А ирония и юмор — это та самая точка опоры, которая помогает не сойти с ума в хаосе современной жизни и сохранить надежду на весну в прямом и переносном смысле.
Акварель — одна из самых сложных техник, которая не дает художнику права на ошибку. Виртуозно владея рисунком и кистью, художница решает часть серии создать в коллаборации с шестилетней дочкой Сашей. Это сотрудничество делает работы еще более особенными и добрыми.
Юлия Рытикова, «К себе нежно»
На проекте «Дневники» художница Юлия Рытикова исследует тему нежности к себе. Возлюби ближнего своего как самое себя…Но что делать, если с любовью к себе у многих из нас есть проблемы? Если мы так часто прячем это чувство и не даем ему проявиться в мир? Этот вопрос художница ставит перед собой и перед каждым из нас.
Центральная работа представляет собой синий холст и прорывающееся через прорези красное полотно. На этом красном полотне написаны 10 авторских заповедей нежности к себе.
Это произведение дает нам большую надежду, большое напоминание позаботиться о главном человеке в нашей жизни. Работа экспонирована вместе с манифестом Юлии о нежности к себе. Зритель сможет прочитать заповеди, согласиться с ними или не согласиться, может быть, дополнить своими мыслями о такой важной теме. Во время работы в резиденции Юля решила дополнить проект небольшими холстами с белыми метафорическими человечками, созданными из ткани — основного медиума художницы. На каждой из этих работ увидим красный прямоугольник с правилом любви к себе от каждого участника резиденции. А зритель может выбрать то, что ему больше всего откликается.
Дарья Пурпурная
Междисциплинарная художница и психолог Дарья работает с исследованием темы макропсихологии, единства и разности людей. В «Дневниках» художница сочетает целых три проекта.
Самый объемный — серия «Листы» — включает три текстильных имитации тетрадных листов. Каждый из них рассказывает разную историю: мотивационная фраза, которую можно применить к любой сфере жизни; список партнёров из месячного исследования свиданий в тиндере и самый трогательный для художницы лист — страница из дневника, который Дарья вела месте со своим отцом за год до его смерти. Эти записи они делали на страницах книги «Дао дэ Цзин» в 2007 году, и это их последнее задокументированное общение. Оригинал «дневника», впервые продемонстрированный художницей, так же является частью общей инсталляции.
Другие две части проекта направлены на взаимодействие со зрителем.
«Рабочий стол» — инсталляция, где любой желающий может присесть, оказаться в расслабленной домашней атмосфере и записать свою личную благодарность в общий дневник.
«Куда направлены глаза человека — там всё его внимание» — это интерактивная стена текста. Художница собирает мотивационные цитаты, которые каждый может прочитать, найти что-то откликающееся, добавить свое. Эти цитаты войдут в следующий проект Дарьи — четырехметровое текстильное полотно.
Анастасия Григораш, «Дневник»
Мастер современной керамики Анастасия Григораш каждый день во время резиденции вела настоящий рукописный дневник. В нем художница описывала свое текущее состояние и эмоции, а затем перекладывала эти чувства в абстрактные керамические объекты. Каждый день появлялась новая работа, которая получала название в честь основной эмоции автора в текущий момент. Настя не использует никакие инструменты, все объекты создаются с помощью ручной лепки и окрашиваются также вручную ангобами и глазурями. Получался целый перформанс, ведь мы наблюдали каждый день, как из внутреннего мира автора рождалась новая красота. Все объекты экспонированы вместе с реальными страницами дневника художницы. Так зритель сможет не только проследить процесс создания произведений, но и испытать чувство сопричастности, научиться лучше выражать собственные эмоции и разделять их с окружающими.
Елена Хасанова, «Совершенное несовершенство»
Очень часто в погоне за совершенством мы оказываемся в ловушке бесконечного цикла самокритики и сравнения. Не даем себе проявляться, не даем ход каким-то своим идеям и начинаниям. Художница Елена Хасанова видит красоту в несовершенстве. Она ведет повествование через весь процесс работы над проектом: задумка, развитие идеи, затем действия, и, наконец, завершение, когда ставится финальная точка. Все работы в экспозиции у Елены разные, разного размера, формата. Художница экспериментирует с печатной графикой и тушью, создавая лаконичные, наполненные смыслом и иронией произведения. В них мы видим историю, красоту уникального, особенного несовершенства и живой путь, который проделывает художник.
Это проект не о поиске идеала и стопроцентного результата, а о разрешении самому себе делать что-то, одобрять каждый свой шаг и принимать результаты такими, какие они есть.
Юлия Биктимирова, «Социальная несправедливость. Обратная сторона общества»
Сколько раз вы испытывали пренебрежение, столкнувшись с человеком, который не соответствует вашим «рамкам»? А было ли такое, что вы на себе испытывали непринятие других?
Тема проекта Юлии «Социальная несправедливость. Обратная сторона общества» — это одна из самых глубоких и сложных тем, которые вообще можно исследовать в искусстве. Это честный разговор о неравенстве, угнетенных правах, дискриминации, неприятии, отвержении. И о возможности бороться за справедливость и решить эти проблемы, разрушающие наше общество.
В текстильной инсталляции художница использует остатки текстильного производства, проводя аналогию с «отбросами» общества. Все лоскуты разных размеров и фактур сшиты между собой — так создается единая картина. Все фактурные швы — на лицевой стороне — это помогает передать сложность и многозначность проблем. Эта работа направлена на взаимодействие со зрителем — каждый гость резиденции красками писал самое волнующее чувство или опорное намерение в размышлении о социальной справедливости, превращая работу в абстрактное полотно. Скульптура Юлии из пеноплэкса представляет собой многосоставную структуру общества, где каждая его часть взаимосвязана с другой. Так, если один человек отвергает другого, разрушается вся конструкция.
Наталья Чобанян, «Попробуй услышать мелодию движений»
“Созерцательное пребывание дает время. Оно расширяет бытие, которое есть нечто большее, чем деятельность. Жизнь обретает время и простор, длительность и широту, когда она возвращает себе способность к созерцанию”.
Бен Чхоль Хан, «Аромат времени»
Эта цитата стала эпиграфом к новой серии Натальи Чобанян “Попробуй услышать мелодию движений”. Как и всегда, художница работает с темой повседневности, отношения человека и окружающего его пространства. Каждая работа — это попытка остановить время, замедлиться и создать паузу. «Возвеличивая» через технику фрески моменты обыденной красоты, Наталья создает триптихи, в которых подчеркивается хрупкость времени. Драгоценные воспоминания разрушаются с течением жизни, становятся менее четкими и превращаются в практически абстрактные образы, навсегда запечатленные в сердце. Серия «монотипий» (а на самом деле нескольких отпечатков рисунка со стекла на бумаге) продолжает и дополняет идею о вечной красоте простых моментов.
Также у Наташи Чобанян есть серия — «Записки синего цвета». Это серия ежедневный цианотипий, которые художница делала по дороге в резиденцию. Цианотипия это процесс фотопечати, когда бумага или ткань заранее пропитывается светочувствительным раствором, а затем под солнечными лучами или ультрафиолетовой лампой проявляется изображение. Художница работает с темой внутреннего сада, как места, где человек может сделать паузу, укрыться от внешних тревог и побыть наедине с собой. Сама технология и предполагает эту паузу, несколько минут ожидания появления отпечатка. Этот ритуал позволял Наталье настроиться на насыщенный день в лаборатории и сегодня мы хотим пожелать каждому нашему гостю уделять время себе в вихре окружающих событий огромной скорости повседневных дел.
Юлия Живичина, скульптура «Границ охранник»
Во время резиденции художница Юлия Живичина работала над экспериментальной скульптурой «Границ охранник». Это произведение посвящено теме личных границ. Художница считает, что человек, который нарушает границы другого, как правило, делает это не со зла. Обычно он думает, что всё знает, что его совет или мнение всем действительно необходимо. Но главное, что и его границы также нарушаются, так как своим поведением он притягивает в жизнь точно таких же людей, как и он сам. Получается замкнутый круг обоюдного вторжения в безопасное пространство друг друга. Художница видит такого человека хрупким, уязвимым, нежным существом, который от своего непонимания пробивает жестким и острым копьем своего невежества других, но и сам тоже всегда пробит. Шарообразная скульптура в виде головы человека с каркасом из проволоки — это иллюстрация, с одной стороны, защиты, с другой стороны, — метафора катка, которым с железной силой проезжают по нам люди, нарушающие границы. Лицо сделано из серой глины и пластилина, а внутри — мягкий розовый слайм, символизирующий нежность, мягкость и ранимость.
Анастасия Малиновская, «Sensitive»
Чувствительность стала для художницы Анастасии Малиновской основным сенсором адаптации в пространстве — отражение, проекция, сияние и прозрачность позволяют интегрироваться в среду, мягко подчеркивая само пространство и само действие, каждый предмет и искусство.
Анастасия говорит:
“Я посвящаю свой дневник с названием «Sensitive» — слову, чувству, ощущению, которое замечаю уже второй год. Им я описываю, как чувствую себя СНАЧАЛА вне контекста, в новом ПРОСТРАНСТВЕ, в которых оказываюсь довольно часто. Помещая себя в абсолютно разную новую среду, я смотрю на себя под новым углом зрения. И, конечно, не могу как эмпат не ощущать какие-то изменения. Все это вызывает иногда дискомфорт, иногда ощущение безопасности или какие-то совершенно новые чувства. Каждый раз получается быть какой-то новой. Но важно — ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ К ИЗМЕНЕНИЯМ , может даже прозрачным, слегка отражающим происходящее новое, отражающим рельеф, само пространство. Это не про подстраиваться, а про встраиваться. Вживаться в среду, позволять себе не бороться, а быть в той или иной среде. Следовать новому течению, светить и отражать свет. На новое пространство”.
На выставке «Дневники» представлена текстильная инсталляция Анастасии с графическими элементами и вышивкой, где мы замечаем, как проявляются новые нежные персонажи, навстречу зрителю выходят отблески чувств самой художницы и вызывают трепетный отклик у зрителя. Проект дополняет одноименная серия графики, эскизы для которой художница привезла из своих путешествий, где фиксировала в полуабстрактых рисунках тончайшие впечатления и эмоции.
Степан Лысенко, «Пересборка»
Художник Степан Лысенко создает коллажи и ассамбляжи из множества разных материалов: кусочков ткани, эпоксидной смолы, ржавчины и фотографий моментальной печати, которые успевают запечатлеть в секунды времени внутреннее состояние автора. Каждый день художник заново пересобирает себя из фрагментов, заново формулирует внутреннюю и внешнюю версию себя.
По мнению художника, наше тело, лицо, язык, которым мы общаемся с внешним миром, отражают наше прошлое, наши воспоминания, накопленный опыт, наши текущие переживания и ощущение себя в настоящем со следом ожиданий от грядущего.
Проект «Пересборка» — это попытка зафиксировать себя в настоящем и собрать из фрагментов себя в цельный персонаж. Для зрителя этот проект может стать метафорой пересборки своей личности и мировосприятия в часто меняющихся внешних обстоятельствах, хаосе информационных потоков и вихре событий.