Чтобы сохранить живопись как можно дольше, важно обратить внимание на следующие пункты:
Освещение. Правильно подобранное освещение поможет, как можно точнее передать цвет, фактуру работы, выгодно подчеркнуть ее художественные достоинства. Однако уровень освещенности не должен сказываться на состоянии произведений искусства. Прежде всего, экспонаты необходимо разместить так, чтобы на них не попадал прямой солнечный свет. Если иначе невозможно, то для защиты работ от ультрафиолетовых лучей целесообразно использовать шторы или жалюзи светлых оттенков. При искусственном освещении не рекомендуются обычные лампы накаливания, так как выделяемое ими тепло повышает температуру в помещении и изменяет влажность воздуха. Наиболее безопасными для произведений искусства считаются галогеновые, люминесцентные, фиброволоконные светильники. Они снабжены специальными фильтрами, отсекающими ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Не забывайте, что по сравнению с естественным светом в спектре многих ламп преобладают лучи того или иного оттенка, поэтому при искусственном освещении колорит большинства картин может несколько меняться.
Температурно-влажностный режим. Самое главное, это стабильная температура — +23-24 °C, ниже можно, выше не рекомендуется. Также важно, чтобы не было перепадов температуры. Например, ночью +10, а днем уже +25. Из-за подобного образуется конденсат — влага, которая вредит произведению. Еще совет для тех, кто живет в климате с сильными суточными перепадами температур и тонкими стенами: рекомендуется не вешать произведения на стены, которые граничат с улицей, работа с бо́льшей вероятностью запотеет.
Ванная комната и кухня
не подходят для живописи из-за перепадов температур и влажности.
Влажность воздуха должна быть в диапазоне 30-50%. Если показатель будет ниже, материалы будут высыхать и трескаться, а если выше — слишком увлажнятся.
Уход. Удаляют пыль с лицевой стороны картин широкой мягкой беличьей кистью с длинным ворсом, чистой подушечкой или рукавичкой из бархата, фланели или любого материала, вбирающего в себя пыль.
Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не допускается протирание красочного слоя влажной тряпкой и удаление пыли пылесосом или другими средствами способными поцарапать красочную поверхность.
Реставрация. Если произведения, хранящиеся в домашних условиях, нуждаются в реставрации, то есть два варианта:
- Можно связаться с художником, если он жив, и у вас есть его контакт.
- Можно обратиться за помощью в галерею, где вы приобретали работу.
Консультация специалиста необходима, если на работах имеются такие дефекты как: коробление, пробоины и надрывы или при намокании произведения и биологических заражениях (плесень, бактерии), а также для проведения чистки произведения при значительном затемнении поверхности.