Как проходит твой процесс работы?
Я пишу всегда, практически каждый день. За 4 года получилось создать около 500 картин. Не жду вдохновения, не жду какого-то специального момента. Я пишу вне зависимости от того, хорошее у меня настроение сейчас или не очень, поэтому и работы получаются разными, это отображается и в цветовой палитре. Я не использую мольберт, пишу на полу под медитативную музыку. Еще, у меня нет палитры – даю волю краскам самим смешиваться на холсте.
У тебя действительно уникальный, узнаваемый стиль, как он сформировался?
Развиваться я считаю нужно постоянно. На данном этапе, я для себя открыл безумно интересную технику работы и изучаю её. Это не какая-то определенная концепция или замысел, а скорее исследование пространства бессознательного. Я работаю с глубинными образами, эмоциями, через интуицию и активное воображение. Большинство моих произведений за последние пару лет объединены этим методом.
Как родилась твоя парейдолия?
Какое-то время я делал много экспрессивных абстракций. Так, готовясь к одной московской премии, я написал 10 абстрактных картин, оставил их в мастерской и на несколько дней уехал. Когда я вернулся, вдруг обнаружил, что некоторые фрагменты картин начали приобретать очертания каких-то предметов, персонажей, лиц. Для меня этот феномен стал большим открытием. После этого началась таинственная, загадочная и безумно интересная история под названием «парейдолия».
В чем технически заключается этот метод? Как все происходит?
Это интуитивный набор красок, которые я выплескиваю на холст с помощью деревянного инструмента. Через какое-то время я начинаю наблюдать, как разворачивается история, появляются персонажи. Некоторых из них мне даже не нужно прорисовывать, они уже есть. Возможно, когда-то эта история в мире происходила, возможно, когда-то произойдет, например, в параллельной вселенной.
Разные техники обращения к бессознательному в двадцатые годы ХХ века использовали сюрреалисты – например, декалькомания, фроттаж, фюмаж, которыми активно пользовались Оскар Домингес, Макс Эрнст. Там тоже художники выявляли проступающие образы. В чем отличие от твоей парейдолии?
Я согласен, что парейдолия это тоже техника обращения к бессознательному. Часто бывает, что я оставляю на несколько дней работу, а возвращаясь к ней, нахожу новые образы, которые раньше не видел, а потом они становятся очевидными. Моя парейдолия состоит из двух этапов – это изначально абстракция, которая потом заполняется фигуративными образами. Важная часть процесса – смешение красок на холсте, которое происходит за счет какого-то высшего промысла, я на это никак не влияю. Краски перетекают одна в другую и рождают истории. Кстати, именно из-за этого эти работы невозможно повторить. Мне нравится каждый раз видеть что-то новое.